Андрей Т. (и иногда Катя) (atil) wrote,
Андрей Т. (и иногда Катя)
atil

  • Mood:

Автомобили, автомобили буквально все заполонили...

Из заголовка понятно, о чем пойдет речь. Автомобили и Москва... Впечатлений - очень много, а посему - под кат!

Столичный трафик неприятно потряс нас еще в прошлый визит, четыре года назад. Причина, собственно, на поверхности - банальный рост количества машин. Советское градостроение вообще-то изначально и не рассчитывалось на то, что все жители будут ездить на собственных колесах. А те вдруг взяли и резко поменяли привычки! В прошлый раз я с удивлением обнаружил, что личным автотранспортом обзавелись ну просто поголовно все мои друзья, все близкие и дальние знакомые, даже те, у кого никогда и мыслей не было ни о чем подобном!

Когда машин в городе становится больше, чем он может вместить - причем не на треть, не в полтора раза, а эдак в три-в четыре (если не в восемь-десять!) - то мы и получаем... то, что получаем. Частые пробки, аварии, парковки без правил и ограничений, нервное вождение, теснота... В общем, "очень тяжелый кризис". Настолько тяжелый, что я был уверен - хуже уже быть не может.

Увы, четыре года спустя оказалось, что может быть не просто "хуже" - а "намного хуже"! То, что мы застали в Москве, кризисом уже назвать язык не поворачивается. Это полный коллапс, без эвфемизмов и экивоков. Это уже не трафик, не "дорожное движение". Движение - это когда что-то куда-то движется. Москва - стоит. А если "едет" - то ползет медленее идущего пешехода. Автомобиль в Москве потерял право называться транспортом. Транспорт - это довольно-таки обязывающее понятие. Оно предполагает некоторую ответственность, предсказуемость, гарантию - в определенных пределах - соблюдения сроков, скоростей... Выезжая в Москве на машине, нужно отбросить надежду на любые гарантии. Если раньше еще можно было, в зависимости от важности предприятия, положить себе на дорогу в запас час-другой на возможные пробки, то теперь никакой запас уже не гарантирует прибытия вовремя. Твердо гарантировать можно только одно - что пробки и стояния будут. Но верхней границы ожидания в практически разумных пределах больше нет.

Как люди приспосабливаются к такой жизни? Не знаю. Некоторый откат от использования машин наблюдается - но не настолько сильный, как этого можно было ожидать. Да, некоторые наши приятели, продав машину "по случаю апгрейда", не торопятся покупать новую: "Как-то привык, да и спокойнее". Другие меняют привычки, пытаются выезжать "с ночи", ловят моменты "до основного наплыва"... Но большинство по-прежнему шарахаются под любым предлогом от предложения воспользоваться метро или электричкой, и цепляются за своих четырехколесных друзей, лелея свою сильно поистрепавшуюся в многочасовых пробках "свободу и независимость передвижения". И ищут внутренние оправдания даже после того, как приезжают на какое-нибудь событие через час-другой после его окончания...

Деловая жизнь? Тоже как-то подстраивается. Раньше, помню, по всяким командировочным делам было удобно приезжать Москву из окрестных городов рано утром, и спокойно ехать с утра по делам. Теперь те, кто приезжают в Москву на машине, стараются въехать в нее с вечера и заночевать - иначе так и простоишь полдня за кольцом. А вот как деловые москвичи поспевают на деловые встречи? А хрен их знает...

-Лирическое отступление про русские очереди.
Вообще-то это отдельное наблюдение, но уж очень хорошо сюда ложится. Наши канадские друзья по статой памяти газетам и телепередачам помнили про Россию как "страну очередей". И все время нас спрашивали - правда ли, что "за хлебом нужно было стоять много часов", осталось ли это где-нибудь еще, и т.п. Потом, правда, успокоились, услышав, что вовсе не так это все было страшно, а уж теперь-то и подавно. Вообще-то в Америке и Канаде, как и везде, бывают небольшие, а то и большие очереди (в касу, в банк, в автобус...) - так что явление это вполне им было знакомо. Но, когда дело дошло до практики, разницу они почувствовали сразу! И даже нам после столь долгого отвыкания было поначалу несколько неуютно. Западная очередь - всегда спокойная, неторопливая, доброжелательная. Российская - нервная, агрессивная, тесная, с непременным толканием, наступанием на пятки, залезанием вперед - даже если речь идет о чем-то совершенно пустяковом! Даже молодежь, которая всроде бы не должна помнить СССР, тоже заражена этой совершенно советской нервнстью "а вдруг не достанется"! Такое впечатление, что нервность эта ужеосела в генах, зато прежние социальные тормоза как раз отрубились полностью - и теперь, чтобы навести порядок в разволновавшейся очереди, не хватает не то что былого окрика "злой бабки", а порой и взвода ОМОНа. Зато "нашим канадцам" пришлось приложить немало усилий, чтобы перестроится "на русский лад" и перестать без конца пропускать вперед себя всех, "кому невтерпеж".
-Конец лирического отступления.

Так о чем это я? Ах да, вспомнил. Поведение русских в очередях точнейшим образом описывает их же поведение на дороге. Ибо то, _как_ россияне ездят, очень сильно усугубляет обстановку на и без того тяжелых дорогах. А описать словами это самое "_как_" абсолютно нереально... вот тут-то и подворачиваются всякие полезные аналогии! :-) Кстати, у канадцев слов, чтобы описать московские дороги, тоже не нашлось. Поначалу они хватались за камеры, потом за головы, потом, по-моему, за молитвы :-) Облечь свои впечатления в слова так никто и не смог - только качали головой и бормотали что-то вроде "нет, так жить нельзя!"

Свою лепту в дорожный хаос вносят гаишники. Нам не раз приходилось наблюдать их "за работой", и "работа" эта неизменно заключалась лишь в произвольно-выборочной остановке машин - прямо в потоке, либо на специально заблокированной полосе - и проверке каких-то бесчисленных документов, талончиков, аптечек, огнетушителей, спасательных кругов и чего там еще требует возить с собой изобретательное российское законодательство. Если бы они хотя бы не мешали трафику! Или занимались пресечением пагубных привычек российских водителей! Увы, на деле они лишь сужают и без того узкие дороги, громоздят аварийные ситуации, вместо того, чтобы их предотвращать, и "регулируют" движение до полной его остановки...

Почему все так ухудшилось за четыре года? Даже не представляю себе! Впечатление такое, что машин на улицах стало уже не в 10, а где-то в 100 раз больше, чем можно. Но откуда они все взялись, если все, кто мог, купили машины еще четыре года назад? Мистика... Население Москвы выросло? Но не в 10 же раз?!

Может ли стать еще хуже? Один раз я уже ошибся с прогнозом... Конечно может! Так, мы довольно свободно катались по городу поздними вечерами, или в выходные. В августе Москва вообще изрядно пустует в выходные: полгорода съезжает на дачи (забивая въезды-выезды на Кольцевой многочасовыми заторами). Это ж какой резерв для дальнейшего ухудшения! Так что не удивлюсь, если еще лет через пять Москва будет стоять уже все полные 24/7...

Может ли стать лучше? Теоретически - легко. Если водители поменяют свои привычки и перестанут быть "каждый за себя", если гаишники вместо нынешнего околачивания груш займутся оптимизацией движения под пропускную способность - то уже по нынешним дорогам можно будет пропустить раза в три (а то и в пять) больше машин, чем сегодня. А вот каковы шансы, что это произойдет? К бабке ходить, али как?..

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments